Rambler's Top100

Rambler's Top100

КОВРЫ | Статьи, интервью


ВОЙНА НА КОВРАХ


Торговля военными коврами на улицах Кабула (нажмите, чтобы увеличить)
Торговля военными коврами на улицах Кабула (нажмите, чтобы увеличить)
 
В стиле "после 11 сентября" (нажмите, чтобы увеличить)
В стиле "после 11 сентября" (нажмите, чтобы увеличить)
 
Память о "советском" периоде Афганистана (нажмите, чтобы увеличить)
Память о "советском" периоде Афганистана (нажмите, чтобы увеличить)
 
Танки, вертолеты, снаряды, гранаты... (нажмите, чтобы увеличить)
Танки, вертолеты, снаряды, гранаты... (нажмите, чтобы увеличить)

Афганцы изображают на коврах батальные сцены и трагедию нью-йоркского Центра международной торговли.

На первый взгляд этот лежащий на витрине магазина ковер с длинной бахромой смотрится совершенно так же, как любой другой афганский ковер ручной работы.

Большие черные птицы - одни "летят" по ковру на восток, другие на запад - вытканы на едко-красном фоне и обрамлены бордюром ярких изумрудно-зеленых, желтых и золотых тонов. Однако cтоит приглядеться поближе, и вы увидите: птицы здесь - совсем не птицы, это примитивно изображенные черные вертолеты. А орнамент по краям ковра состоит из разноцветных... артиллерийских снарядов.

Так называемые "военные ковры" впервые появились в Афганистане больше двух десятилетий назад во время советской оккупации. В этот период племена белуджей, кочующие по южному Афганистану, начали включать в орнамент своих ковров "иконографию войны" - автоматы Калашникова, штурмовики, вертолеты и ручные гранаты.

Новый изобразительный ряд появился на афганских коврах после трагедии 11 сентября 2001 года, когда несколько групп террористов, захватив гражданские авиалайнеры, атаковали "башни-близнецы" и Пентагон - и последовавшего вторжения американских войск в Афганистан. То, что можно увидеть на создаваемых в Афганистане коврах, повторяет телевизионные репортажи, а зачастую и пропагандистские листовки, тысячами разбрасываемые над территорией Афганистана американскими ВВС. На наиболее "сомнительных" с точки зрения американцев коврах лайнеры, врезаются в здания Всемирного торгового центра - и можно разглядеть даже крошечные черные силуэты, падающие с охваченных пламенем "башен-близнецов".

И вот что удивительно. Эти произведения афганцев обрели массу фанатичных поклонников в Северной Америке, став для некоторых предметом чуть ли не культа.

"После 11 сентября интерес покупателей к военным коврам резко вырос," - говорит торговец коврами Кевин Садеит. Он начал продавать афганские ковры "советской" эпохи за три года до того, как два лайнера врезались в нью-йоркский небоскребы. "Американцы теперь знают куда больше об Афганистане. Многие из них покупают ковры, чтобы оставить память о той трагедии. Некоторые покупают сразу два ковра - один, чтобы пользоваться им сейчас, другой – чтобы когда-нибудь достать его, показать детям и рассказать им о том ужасном событии. Это как бы документальное свидетельство" - объясняет г-н Садеит.

"В отличие от привычных восточных ковров, эти просто поражают воображение," - говорит Анджела Бейли, только что купившая себе ковер "эры Талибана" - "ведь это - часть нашей эпохи!".

Военные ковры далеко не такие рафинированные, как классические тончашей работы ковры из Ирана. Афганцы вяжут ковры из грубой, сделанной вручную пряжи, сплетенной в несложные геометрические фигуры и окрашенной в глубокие, яркие тона. Считается, что наиболее привлекательные афганские ковры ткут белуджи - кочевники из юго-западной части Афганистана, исповедующие ислам суннитского толка. Ковры с более примитивным дизайном изготавливаются в лагерях беженцев, расположенных в Пакистане и Иране неподалеку от афганских границ.

Эммет Эйланд, владелец компании Emmett Eiland's Oriental Rug, специализирующейся на торговле восточными коврами, объехал Турцию, Иран, Индию, Пакистан, Кавказ и Афганистан, исследуя традиции ремесленного производства. Он занимается коврами с 1969 года и является автором книги "Восточные ковры сегодня". "Орнамент восточного ковра никогда не был чистой абстракцией, он подчиняется своим сложным законам и правилам. Но что особенно интересно именно в военных коврах, так это то, что ткачи берут сцены из своей повседневной жизни и выплескивают их на ковер" - говорит г-н Эйланд.

Кевин Садеит закупает ковры у разных поставщиков в Афганистане. По его словам, ковры поставляют ему как местные жители, так и несколько военнослужащих расквартированного там американского спецназа.

В 2003 году компания Садеита продала втрое больше ковров, чем в 2002-м. По словам торговца, в последнее время заметную часть покупателей составляют американки, сочуствующие афганским женщинам - ведь в Афганистане ковры плетут именно женщины.

"Я хотела купить что-нибудь, созданное женщиной," - говорит Анджела Бейли, преподавательница из Сан-Франциско, только что купившая военный ковер, сделанный в 90-х годах - "Для женщин в страдающих от войны странах, таких как Афганистан, Босния или Ирак, рукоделие - единственный способ выразить свои чувства".

"Я представляла, как простая женщина из афганского городка смотрит в небо, видит эти бомбардировщики и запечатлевает их на своем ковре" - вторит покупательница другого ковра Мелисса Хан, менеджер компании Levi’s.

Афганские мастера быстро реагируют на новые политические и военные события.Вскоре после ввода американских войск в Афганистан на коврах появились изображения бомбардировок ущелья Тора-Бора, где, как считало американское командавание, скрывался Усама бен Ладен.

Мелисса Хан и Анджела Бейли уже обзавелись коврами, созданными после 11 сентября.

"Мне не хотелось покупать вещь из разряда "масс-маркет, я хотела чего-то более "свободного", говорит Анжела и демонстрирует ковер с орнаментом из головок опиумного мака и ручных гранат.

Около 4 миллионов афганцев стали беженцами во время советского вторжения в Афганистан, уйдя в Иран и Пакистан. Торговцы коврами и ученые, занимающиеся историей примитивного творчества, не могут прийти к единому мнению о причинах, вызвавших к жизни такое явление, как военные ковры. Одни говорят, что это народное искусство рождено людским страданием, другие - что ремесленники создавали их не столько как "политическое заявление", сколько как продукт, который можно выгодно продать иностранцам.

Создание типичного "военного ковра" размером 1 м на 1,5 м из шерсти на хлопковой основе требует от двух до шести недель работы опытной мастерицы. Плотность таких ковров составляет, как правило, от 100 тыс до 150 тыс узлов на квадратный метр.

Многие опытные торговцы говорят, что в изготовлении военных ковров с каждым днем коммерции становится больше, а искусства меньше. "Прежде всего, военные ковры советской эпохи были похожи на "письмо в бутылке" - объясняет Ричард Хабиб, владелец компании Alexander's Decorative Rugs в Сан-Франциско - "вы должны были смотреть на ковер, как на паззл, как на зашифрованное послание далекого мастера - и расшифровывать это послание. А после 11 сентября ковры стали просты и прямолинейны. Все, что хотел передать мастер, выдается прямо в лоб".

На одном из таких ковров - совсем небольшом, размером 1,2 на 1,2 м поместились едущие по пустыне танк, армейский вездеход, летящие над ними истребитель-бомбардировщик F-16 и вертолет "Блэкхок" и еще четыре надписи: "Война против террора", "Афганцы освобождены от террористов", "Департамент пожарной охраны Нью-Йорка" и "Центр международной торговли".

Ричард Хабиб четверть века торгует дорогими, утонченными, в том числе антикварными персидскими и европейскими коврами и гобеленами, а заодно и современной тибетской и румынской продукцией. Он говорит, что спрос на военные ковры после 11 сентября вырос настолько, что в погоне за количеством афганские мастера резко снизили качество пряжи и красителей, начав использовать в том числе какие-то совершенно "неоновые" расцветки.

"Если военный ковер вам нравится, покупайте его", - говорит Хабиб, - но имейте в виду, что серьезной коллекционной ценности эти ковры, скорее всего, никогда иметь не будут. У них всегда будет ограниченная аудитория".

С Хабибом согласен Тони Абрахим, уроженец Афганистана и совладелец ковровой компании IMG Home. Несмотря на высокий спрос, Абрахим отказывается торговать военными коврами в стиле "после 11 сентября" - особненно теми, на которых изображено разрушение "башен-близнецов".

"Я люблю Америку и мне не нравятся эти ковры," - говорит Абрахим, сбежавший из Кабула во время политических волнений начала 70-х годов, когда были убиты 16 членов его семьи - "пожалуйста, изображайте на коврах автоматы и танки, если вам так нравится, но крови на ковре - не место!".

Кевин Садеит соглашается, что ковры с изображениями на тему 11 сентября могут понравиться далеко не каждому. А вот военные ковры "советского периода", по его мнению, отличаются более высоким качеством, их меньше, они стоят дороже – и возможно, будут прибавлять в цене в будущем. А со временем такое может произойти и с коврами периода американской оккупации.

"Военные ковры - это просто народное искусство" - убежден Садеит – "Точно так же как персидские ковры в Иране, эти ковры ткут для того, чтобы их кто-то купил".

Использованы материалы газеты San Francisco Chronicle и других источников.


Смотри также:
  • Некоторые подробности о сайте